Главная страница

Методические рекомендации для педагогов системы дошкольного образования по теме: Самообразование педагога, как условие повышения. Методические рекомендации для педагогов системы дошкольного обра. Методическое пособие для педагогов системы дошкольного образования Воспитатель 21 века это


Скачать 226.5 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для педагогов системы дошкольного образования Воспитатель 21 века это
АнкорМетодические рекомендации для педагогов системы дошкольного образования по теме: Самообразование педагога, как условие повышения
Дата20.09.2017
Размер226.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические рекомендации для педагогов системы дошкольного обра.doc
ТипМетодическое пособие
#10358
КатегорияДошкольное образование

Подборка по базе: 6. Жуковский А. А. Привод и системы управления БС для карьеров. , Методич. пособие к практич.м занят..doc, Архаров. Криогенные системы (том 1).djvu


Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир”.

А. Дистервег

Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции

( в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Методическое пособие

для педагогов системы дошкольного образования

Воспитатель 21 века  - это:

  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;



  • Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;



  • Умеющий организовать рефлексивную деятельность;



  • Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.



Введение

Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 21.). Уровень квалификации руководящих и педагогических работников ДОУ, реализующей Программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения — также квалификационной категории. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») определены должности руководителя (директор, заведующий), заместителя руководителя образовательного учреждения, а также перечень должностей педагогических работников и квалификационные требования к ним.

Понятие "самообразование" состоит из комплектования личной библиотеки  и умственного труда дома, наедине ( В.А. Сухомлинский).

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

         Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, мы пришли к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
По мнению Н.С. Голициной, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогических и психологических наук
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
Основными направлениями в системе образования педагогов дошкольного учреждения являются:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

  • Изучение учебной и научно- методической литературы;

  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • Изучение новых программ и педагогических технологий;

  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

  • Повышение общекультурного уровня.



Анализ литературы по проблеме, показывает, что изменились требования к самообразованию педагогов. При разработке плана работы по данной теме нами были изучены нормативно - правовые документы и применены на практике источники, имеющиеся в дошкольном учреждении:

  • методическое обеспечение ДОУ по данной теме;

  • диагностика мастерства и  творчества педагога;

  • планирование самостоятельного самообразования педагогов  по данной теме.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы самообразования педагогов, чаще работа с педагогами ведется только по одному из направлений, в связи с этим выявлены следующие противоречия:

  • Между участием педагогов в образовательном процессе и недостатком их заинтересованности в области данной проблемы, а так же низким уровнем педагогической компетентности педагогов;

  • Между пониманием педагогами значимости этой проблемы и нехваткой методической литературы;

  • Между необходимостью повысить заинтересованность педагогов и нуждающейся в обогащении по данной тематике, создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ.

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов.

Основными нормативными документами, регламентирующими профессиональную компетентность педагога, являются:

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Устав дошкольного учреждения.

  • Концепция дошкольного образования.

 Рекомендации по выбору темы по самообразованию


В процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного подхода в определении основных направлений профессионального развития. Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно организованная работа по самообразованию.
Цели самообразования:


-повышение профессиональной компетентности;


-расширение педагогических и психологических знаний;


-углубление знаний по методике учебных предметов;


-овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;


-повышение общего культурно уровня преподавателя. 


Для молодых специалистов:


-адаптация педагогической деятельности, 


-осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания; 


-обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства. 


Для преподавателей, которые работают больше 5 лет:

-усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;


-овладение способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности; 


-формирование умений анализировать научно-методическую литературу;


-применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.


Для опытных, творческих преподавателей:


-актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки; 


-проявление творческого потенциала педагога; 


-развитие исследовательской деятельности.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы

по самообразованию:


-актуальность;


-учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;


-тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений. 
Функции самообразования:


-компенсация недостатков полученного образования;


-постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям;


-непрерывное развитие творческого потенциала личности.


Традиционные методы самообразования
1. Самостоятельная работа с литературой:


-знание источника информации;


-умение находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать;


-оперативно определять ее пути и условия использования полученных данных в теоретической и практической деятельности;


2. Самостоятельные тренинги и упражнения.

3. Самостоятельные практические задания:


-разработка заданий для дальнейшего самообразования;


-шлифовка профессиональных качеств;


-проверка профессиональных качеств в практической деятельности с учетом усвоенных знаний и полученной информации.


4. Отношение:

- с коллегами;
-получение консультаций у представителей администрации учреждения, методической службы района, научных сотрудников.

Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию


Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, мероприятию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Педагог– профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учащихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».

Общественное мнение. Педагогу небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.

Материальное стимулирование.  Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врач – исцелился сам!» 
Этапы организации самообразования педагогов


1 этап- установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы ДОУ; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

 2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой; 

3 этап- практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. 

4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, посещение с обсуждением открытых занятий и др.

5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Структура оформления  опыта работы:

Оглавление: должно иметь вид развернутого плана с перечнем всех промежуточных заголовков и указанием страниц, на которых они находятся
Введение:  - содержит обоснование актуальности той проблемы, которой  посвящено  описанию  педагогического опыта. Оно должно  обязательно  включать описание причин, побудивших  автора занимается решением данной проблемы, и анализ педагогической ситуации в собственном  образовательном  учреждении с точки зрения заявленной проблемы. В этой части автор должен заявить о тех целях, которые он собирался достигнуть  при решении выявленной  проблемы и (по возможности) о критериях, которые позволили бы оценить  полученный результат.
Основная часть работы: включает  теоретический и практический разделы
Теоретический раздел: анализ психолого – педагогической  и методической литературы  по рассматриваемой проблеме. Он должен быть кратким и в основном содержать описание подходов, направленных на решение заявленной проблемы, являться своеобразной терминологической  основной для  дальнейшего описания опыта работы педагога.
Практический раздел: полное описание системы работы по рассматриваемой теме. Он включает в себя: 
 -   подробное описание  средств используемых автором для достижения заявленных  целей;
- соотнесение своего опыта работы с опытом  работы других  педагогов, с выявлением специфики по заявленной проблеме;
-примеры элементов деятельности педагога, на которые автор опирается в своей работе (они являются  составной частью описания).
Заключение:  должно содержать:
- описание полученных результатов, их соотнесение с поставленными  во вводной части целями, которые автор хотел достигнуть при решении выявленной проблем;
-описание планов дальнейшей работы по выбранной проблематике
Список литературы: должен включать не менее 3 наименований литературных источников, на которые прямо или косвенно ссылается автор при написании работы. При этом следует придерживаться норм оформления библиографических ссылок.
Методическая копилка: материалы должны быть подобраны таким образом, чтобы с их помощью можно было проиллюстрировать большую часть приемов и форм работы, описанных   в практическом разделе основной части работы.

Оформление документации педагога по самообразованию
Титульный лист


Полное наименование учреждения по Уставу

_______________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)

_________________________________ _____________________________

(стаж работы) (кв. категория)

Тема: «_________________________________________________________»

(название темы)

________________

(сроки реализации)

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

ЛИЧНАЯ КАРТА

 

Ф.И.О. педагога:




 

Дата рождения:




 

Образование (когда и какое учебное заведение окончил):





Специальность по диплому:




Место работы:




 




Занимаемая должность:




 

Дата назначения на должность:




 

Общий стаж трудовой деятельности:




 

Педагогический стаж:




 

Квалификационная категория, дата присвоения:




Курсы повышения квалификации: ___________________________________

Профессиональная переподготовка: ________________________________________




План САМООБРАЗОВАНИЯ

ДО (ДОУ) работает над проблемой:

Тема самообразования:

Цель: 

Задачи:

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;

  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат: (выход темы)

Форма отчета по проделанной работе: (мастер класс, презентация, сборник и др.)

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Актуальность: (почему выбрана эта тема, проблемы, причины выбора)

Литература: (автор , название, год издания, издательство)

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

Перспективный план самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Первый год

Курсы повышения квалификации

Изучение ФГОС

Изучение психолого – педагогической литературы:

Создание мини-сайта


Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

Второй год


Участие в тренинге личностного роста и семинарах

Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты ) на сайте


Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

Третий

год


Доклад на педагогическом совете, методическом объединении

Публикации статей

Разработка конспектов занятий

Разработка методических пособий


Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы

Четвертый год

Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.

Творческие отчеты о ходе самообразования на МО.

Посещение с обсуждением открытых занятий

Итогово-контрольный

Внедренческий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы

Пятый год

Создание авторских проектов или программ и т.д.




 





Реализация плана самообразования педагога






Пути, способы решения проблемы

сроки выполнения

Результат, форма отчетности

отметка о выполнении

Работа с документами (нормативно-правовая база по теме самообразования):

Методическая работа (работа с педагогами):

1

Формы работы

Название месяца

Выход темы

Выполнено или нет

Работа с воспитанниками:

1

Формы работы

Название месяца

Выход темы

Выполнено или нет

Работа с родителями:

1

Формы работы

Название месяца

Выход темы

Выполнено или нет

Работа с литературой:

1

Прописывается перечень литературы изучаемой в течении года

Название месяца

Выход темы

Выполнено или нет


Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия



Тема,группа

Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытое занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и др.)

Дата

















Посещение занятий, мероприятий


Дата и место проведения

Группа, возраст и количество детей

Тема. цель

Содержание

Выводы по анализу

(самоанализу)

занятия

Проведение, участие в семинарах , методических объединениях, конференциях



Тема выступления

Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема семинара, кем и для кого организован,место проведения

Дата
















Методические публикации



Тема (название),вид публикации, количество страниц

Уровень (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Год издания
















Результаты подтверждающие успешность профессиональной деятельности

Учебный год

Вид деятельности, название мероприятия

Описание результата










Личностные, индивидуальные и командные достижения воспитанников на конкурсах, смотрах, соревнованиях, концертах, турнирах и др. мероприятиях
Организация предметно-развивающей среды




Темы, названия

Оценка (где и когда проведена процедура оценки, обсуждения и/или утверждения, и/или рецензирования)

Разработка методических материалов, их вид (конспекты, сценарии, рекомендации, проекты и др.)







Изготовление дидактических пособий (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы)







Работа с родителями воспитанников

Название мероприятия (консультации, конференции, концерты, семинары, заседания Круглого стола, совместные развлечения, выпуск газеты, методических рекомендаций, оформление наглядности для родителей об успехах их детей и др.)

Тема, название

Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Дата


ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

педагога ____________________________________ за 20__ - 20__ уч.г.


1. Литература, изученная по данной проблеме:_________________________________________________
2. Основные направления в работе:
а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.
б) выступления на методических объединениях по темам: 
______________________________________________________________
в) педагогическая диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: ______________________________________________________________

3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования_____________________________________________

4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ____________________________________________________________
а) какие методы, формы использовали? ____________________________________________________________
б) какой результат достигнут? ____________________________________________________________
5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию:
а) составление каталога литературы ____________________________________________________________
б) обобщение диагностического материала ____________________________________________________________
в) выступление на МО, педсовете и т.д. ____________________________________________________________
г) обобщение опыта ____________________________________________________________
6. Осуществлялось творческое сотрудничество: с методистом, психологом, научным руководителем, с другими педагогами (подчеркнуть).
7. Нерешенные проблемы:______________________
8. Тема самообразования на следующий год____________











Глоссарий:

- словарные статьи

- определения педагогических, психологических и медицинских терминов
Методическая копилка:

- хранятся разнообразные материалы: статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты

Список использованной литературы:

  • Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. М., АСТ,2003.

  • Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Творческий центр, 2005.

  • Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М.: «Издательство Скрипторий», 2006.

  • Максименкова И.В., Уварова Г.М., Хворова И.В. Самообразование педагогов: аналитический обзор профессиональных периодических изданий. Журнал Справочник старшего воспитателя  дошкольного учреждения N 1 / 2010 г.

  • Малкова О.А. Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов. Журнал Справочник старшего воспитателя  дошкольного учреждения N 5 / 2010 г.

Приложение N 1


Памятка к исследовательской работе педагога

I. Как правильно сформулировать тему:

  • Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Познавательные способности

На музыкальных занятиях

Исследование

Познавательная активность

На экскурсиях в природу

Развитие

Умения что-то делать

В процессе изучения чего-либо

Формирование

Личностные качества

В процессе знакомства с чем -

Становление

Любознательность

либо

Воспитание

Самостоятельность

В игровой деятельности

Анализ

Наблюдательность

и т.п.

Разработка

и т.п.

 

Организация

 

 

Влияние и т.п.

 

 

Формулировка темы по схемам:

  • ЧТО - ТО                        как условие развития            ЧЕГО - ЛИБО

  • ЧТО - ТО                        как средство формирования ЧЕГО - ЛИБО

  • Использование ЧЕГО - ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО -ТО


  II.         Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
  III.        Формулирование цели исследования
Цель - это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
  IV.        Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать,

Условия, факторы, подходы, роль, значение,

рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать,

место, средства, возможности,

экспериментально про верить, доказать,

целесообразность, приемы, технологии,

апробировать и Т.П.

рекомендации и Т.П.

 

Приложение N 2

Анкета «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.

  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

  6. Я анализирую свои чувства и опыт.

  7. Я много читаю.

  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

  9. Я верю в свои возможности.

  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

  15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Приложение N 3

Анкета  «Выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов».

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – да (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее да, чем нет;
3 – да и нет;
2 – скорее нет;
1 – нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.

  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.

  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).

  5. Состояние здоровья.

  6. Недостаток времени.

  7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа в ДОУ.

  2. Обучение на курсах.

  3. Пример и влияние коллег.

  4. Пример и влияние руководителей.

  5. Организация труда в ДОУ.

  6. Внимание к этой проблеме руководителей.

  7. Доверие.

  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

  9. Занятия самообразованием.

  10. Интерес к работе.

  11. Возрастающая ответственность.

  12. Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
            Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
            Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
            Данные заносятся в таблицу.
            Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.
            Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое) : К (максимальное)
Где:     К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,
К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

N п/п

Способность педагогов к самообразованию

Ф.И.О.
педагога

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

1

Активное развитие

 

 

 

 

2

Не сложившееся развитие

 

 

 

 

3

Остановившееся развитие

 

 

 

 

Приложение N 4

Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»

N

Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

 

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы  развития детей.

 

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

 

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

 

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

 

6

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

 

7

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

 

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

 

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных  заданий.

 

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

 

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:
+ - владею свободно, ? - владею посредственно, вызывает затруднение, ! – не владею.







Приложение N 5
Самодиагностика

Анкета изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования



Содержание вопроса

Варианты ответа

Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения




Владение педагогической диагностикой




Выбор типа занятия и темпа его проведения




Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)




Умение планировать учебно-воспитательный процесс




Умение обосновывать тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения




Использование методов, направленных на развитие воспитанников




Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников




Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению




Использование здоровьесберегающих технологий




Обеспечение благоприятных условий в группе:

-гигиенических

- эстетических




Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью




Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников




Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом






Варианты ответа могут: не владею, владею частично, владею свободно




написать администратору сайта