Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Концепция национальной безопасности РФ, национальная безопасность и интересы России.

  • 3 Угрозы национальной безопасности РФ. Внутренние и внешние.

  • 4 Военная доктрина РФ, основные положения. Обеспечение военной безопасности.

  • МПЗ. Предмет Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения 1 Роль и место России в мировом сообществе


    Скачать 417.5 Kb.
    НазваниеПредмет Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения 1 Роль и место России в мировом сообществе
    АнкорМПЗ.doc
    Дата10.05.2018
    Размер417.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМПЗ.doc
    ТипДокументы
    #5059
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Предмет: «Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения»

    1 Роль и место России в мировом сообществе.
    С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообществе остается важным связующим звеном и своеобразным "мостом" между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны европейского, а с другой - азиатского государства. Она была и остается своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предопределено быть участником всех мировых и региональных процессов.

    Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом России в системе глобальных военно-политических отношений. Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

    В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.

    Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалии, а также и об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира.

    Существенное значение для понимания специфики российских внешнеполитических интересов, а значит, ро¬ли и места российских Вооруженных Сил, приобретают новые глобальные тенденции:

    Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

    Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

    В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об использовании военных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполитической востребованности военной силы.

    В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтрализации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась.

    В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.

    Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также традиционных межгосударственных организаций.

    Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и развитию военного потенциала России, является понимание характера отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений.
    2 Концепция национальной безопасности РФ, национальная безопасность и интересы России.
    Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

    Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

    Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

    Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

    Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

    Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

    Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

    Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

    Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

    Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

    Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

    Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

    Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

    Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

    Важнейшими составляющими национальных интересов России являются зашита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
    3 Угрозы национальной безопасности РФ. Внутренние и внешние.
    В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

    Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

    Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

    Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, большого удельного веса населения, живущего за чертой бедности, безработица.

    Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

    Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

    • стремление отдельных государств и межгосударственных объединений, понизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

    • опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

    • укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

    • возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

    • распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

    • ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

    • возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

    • притязания на территорию Российской Федерации.

    Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

    Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

    Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

    Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

    Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

    • экономической, демографической и культурно-религиозной - экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

    • активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

    Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.
    4 Военная доктрина РФ, основные положения. Обеспечение военной безопасности.
    Защита национальных интересов России в военной сфере решается прежде всего военной организацией государства, которая представляет совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

    Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

    Основные принципы обеспечения военной безопасности:

    • сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

    • эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификация военных угроз, адекватность реагирования на них;

    • достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

    • соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

    • ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

    Основой военной организации государства являются Вооруженные силы Российской Федерации.

    Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

    • Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

    • Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.

    • Осуществление силовых операций мирного времени.

    • Применение военной силы.

    • Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

    Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:

    своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

    поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

    поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

    поддержанием готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени.

    Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации

    Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

     Вооруженный конфликт.

     Локальная война.

     Региональная война.

     Крупномасштабная война.

    При этом, Вооруженные Силы РФ должны быть способны:

    В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

    В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки – обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

    В военное время – наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания, – решать задачи одновременно в двух локальных войнах без применения ядерного оружия.

    Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения национальной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие в ХХI веке.

    Военная доктрина – это принятая в государстве система взглядов на сущность, цели, характер возможной будущей войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил и на способы ее ведения

    Структурно этот документ состоит из введения, трех разделов (I. Политические основы военной доктрины; II. .Военные основы военной доктрины III Военно-технические и экономические основы военной доктрины) и заключения.

    Во введение отмечается, что отличительными чертами нынешнего этапа в жизни России, названного «переходным», являются:

    1. Становление российской государственности.

    2. Осуществление демократических реформ

    3. Формирование новой системы международных отношений.
    Исходя из этого, в военной доктрине нашей страны отражены официальные взгляды государства:

    1. На предотвращение войн и вооруженных конфликтов;

    2. На военное строительство;

    3. на подготовку страны к обороне;

    4. На организацию противодействия угрозам военной безопасности . государев

    5. На использование Вооруженных Сил и других войск страны для зашиты жизненно важных интересов Российской Федерации.

    Основные существующие к потенциальные источники военной опасности для Российской Федерации извне:

    - территориальные претензии других стран,

    - очаги локальных войн и конфликтов (особенно вблизи от наших границ),

    - возможность применения оружия массового поражения,

    - распространение этого оружия,

    - нарушение международных договоренностей,

    - попытки вмешательства во внутренние дела России;

    - подавление врав, свобод, интересов россиян в других странах;

    - нападение на военные объекты Вооруженных Сил РОССИИ за рубежом,

    - расширение военных блоков в ущерб России;

    - международный терроризм

    Основные внутренние источники военной угрозы:

    - противоправная деятельность националистических и иных организаций, нацеленных на дестабилизацию обстановки в России,

    - попытки насильственного свержения конституционного строя;

    - нападение на объекты ядерной энергетики и другие потенциально опасные объекты;

    - Создание незаконных вооруженных формирований,

    - рост организованной преступности,

    - нападение на арсеналы, склады оружия и иные военные учреждения;

    - распространение в России оружия, боеприпасов и наркотиков.

    Основные направления обеспечения военной безопасности России

    - поддержание Вооруженных Сил в боеготовом безопасном состоянии.

    - договоренности с другими государствами об отказе применения военной силы;

    - сотрудничество с различными органами коллективной безопасности,

    - совершенствование системы контроля за распространением оружия массового поражения и средств его доставки,

    - утверждение и расширение сфер влияния Договора о нераспространении ядерного оружия,

    - расширение мер доверия в военной области,

    - реализация Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19. 11 90г.

    Военные основы военной доктрины:

    Главная цель применения Вооруженных Сил и других войск России в вооруженных конфликтах и локальных войнах — локализация очага и прекращение военных действий на их ранней стадии.

    Конфликты могут перерастать в крупномасштабные войны.

    На Вооруженные Силы возлагаются задачи.

    - своевременное вскрытие угрозы нападения на страну и доклад об этом высшему руководству государства,

    - поддержание ядерных сил на необходимей для обороны уровне,

    - обеспечение возможностей развертывания Вооруженных Сил,

    -охрана сухопутных, воздушных и морских границ.

    Армией руководит Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами - Президент Российской Федерации (осуществляет общее руководство).

    Отвечает за состояние Вооруженных Сил — правительство Непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет министр обороны.

    Оперативное руководство ведется Генеральным штабом.

    Задачи Вооруженных Сил в случае агрессия против России:

    - отражение воздушных, сухопутных и морских ударов противника,

    - нанесение поражения противнику,

    - действовать совместно с союзниками
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта