Главная страница
Навигация по странице:

  • I Политэкономический подход

  • II Подход экономикс

  • III Подход современной экономической теории

  • Экономика лекция за 17,02,14. Введение в экономическую теорию


    Скачать 43.47 Kb.
    НазваниеВведение в экономическую теорию
    АнкорЭкономика лекция за 17,02,14.docx
    Дата08.05.2018
    Размер43.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкономика лекция за 17,02,14.docx
    ТипДокументы
    #5035

    Глава 1. Введение в экономическую теорию

    §1. История возникновения экономической теории и ее основные направления


    В настоящее время во всём мире и особенно в нашей стране происходят глобальные перемены, связанные с изменением экономических отношений в обществе. В этих условиях значительно возрастает роль экономической теории. Экономическая теория на современном этапе призвана устранить политический и государственный разрыв между развитием экономической науки в странах Запада и бывших социалистических странах и выработать научные представления о будущей модели экономики.

    Экономическая теория развивалась на протяжении многих веков, ее истоки прослеживаются уже в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего Древнего Востока, Греции и Рима. В период предыстории экономической теории явственно обнаружились две стороны экономических воззрений. С одной стороны — это анализ реального содержания экономических категорий, а с другой — поиск источника богатства общества.

    Возникнув в глубокой древности, экономическая теория как самостоятельная наука появилась в XVI-XVII веках первоначально в виде политической экономии, название которой в 1615 году дала работа французского экономиста А. де Монкретьена «Трактат политической экономии». Политическая экономия — это наука об искусстве управления общественным хозяйством в целях повышения его богатства. В частности, в меркантилизме – учении эпохи раннего феодализма – источником богатства общества считались первоначально деньги, а затем внешняя торговля с преобладанием экспорта над импортом. В классической буржуазной политической экономии, возникшей в XVII веке в Великобритании мануфактурного периода, источником богатства общества представлялся труд в материальном производстве. Менее правы были представители физиократии – учения о власти природы, земли, которое сложилось в XVIII веке в феодальной Франции. Они источником богатства общества считали только сельскохозяйственный труд.

    Во второй половине XIX века благодаря возникновению маржинальной теории предметом экономических исследований становится микроуровень и качественный анализ заменяется количественным.

    С 1890 года появилось новое направление экономической теории – экономикс, название которому дал Альфред Маршалл. Экономикс – это бесклассовое учение о механизме регулирования рыночной экономики на основе взаимодействия спроса и предложения. Экономикс имеет в своей основе маржинализм и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинальную теорию. Потому основными направлениями экономикс являются:

    1. неоклассическое, основанное на невмешательстве государства в экономику;

    2. кейнсианское, основанное на обязательном вмешательстве государства в экономику;

    3. неоклассический синтез, объединяющий классическое и кейнсианское направление;

    4. социально-институциональное, анализирующее такие институты, как корпорации, профсоюзы, государство, психология, право.

    Экономическая теория эволюционирует вместе с развитием реальных экономических отношений. Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождает дифференциацию экономической теории и возникновение новых направлений и школ.

    §2. Рыночные и нерыночные агенты и координация деятельности


    В экономической теории существуют рыночные агенты (домохозяйства и предприятия) и нерыночные (государство). Первые функционируют и взаимодействуют на рынках, образуя частный сектор, а государство — государственный.

    Домохозяйство — экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.

    Предприятие (бизнес) — это экономическая единица, функционирующая с целью получения и максимизации прибыли, самостоятельно принимающая решения и использующая факторы производства для изготовления и продажи продуктов другим предприятиям, домохозяйствам и государству. Предприятие предполагает вложение в дело собственного или заёмного капитала, что влечёт за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие в отличие от домохозяйств расходует не просто на личное потребление, а для расширения производства.

    Государство (правительство) представлено различными правительственными учреждениями, имеющими юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

    Между указанными основными агентами происходит интенсивное движение товаров, услуг, денежных средств. Потребители в лице населения страны, домохозяйств, взаимодействуют с производителями (см. схему 1).

    Домохозяйства, имея факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательские способности), предлагают их через рынок ресурсов предприятиям (бизнесу). Оплата предприятиями факторов производства выступает на их стороне расходами, а на стороне домохозяйств — доходами.

    Предприятия

    Факторы

    производства

    Домохозяйства

    Рынок

    потребительских благ

    Схема 1 - Модель взаимодействия рыночных агентов

    С другой стороны, производители, в число которых включаются и предприятия сферы услуг, торговые организации, продают населению, домашним хозяйствам товары и услуги. В данной модели кругооборота доходов и расходов домохозяйства используют деньги, получаемые от продажи имеющихся факторов производства, а предприятия используют деньги, получаемые от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов от домашних хозяйств. Но домохозяйства тратят не весь получаемый доход на приобретение товаров и услуг: определенная его часть идёт на налоги государству и сбережения. Точно так же и предприниматели не полностью расходуют полученную от продажи произведённой продукции выручку на оплату ресурсов, так как им необходимо выплачивать налоги, осуществлять инвестиции и т.д. Государство оказывает существенное воздействие на движение расходов и доходов не только посредством взимания налогов.

    Взаимодействие государства с населением сводится к предоставлению людям государственных услуг в виде защиты прав, государственного страхования, охраны безопасности, осуществления отдельных видов социальных выплат нуждающимся. Что касается производителей, то государство осуществляет закупку у них части произведенных товаров и услуг по госзаказу, предоставляет производственным единицам государственные услуги управленческого характера, выделяет им кредиты и другие формы финансовой поддержки. Поток доходов и расходов находится в постоянном движении и отражает общий объём производства, общий доход и общую занятость.

    §3. Экономическая политика и стратегия государства


    В разных экономических системах экономическая деятельность объединяла два начала: индивидуальное и общественное. Индивидуальное начало обусловлено тем, что первичным экономическим агентом всегда является вполне конкретный человек, преследующий в первую очередь собственные, индивидуальные цели. Вместе с тем экономическая деятельность требует объединения усилий многих людей, а также привлечение средств и возможностей, представленных обществом. Организующей силой общества является государство, которое воздействует на экономику через механизмы политической и экономической власти.

    Зарождение экономической политики относится к периоду возникновения государства. В разные исторические периоды взаимодействие рынка и государства проявлялось в разнообразных формах. В большинстве западноевропейских стран в период с XVII до начала XIX века доминирующие место в экономике занимало индивидуальное начало (рынок). Затем доктрина экономического либерализма была первоначально заменена социальным либерализмом, допускающим активное участие государства в социальной сфере, а затем этатизмом (от французского – “государство”). В XX веке этатизм проявлялся в сравнительно мягкой форме государственного участия на базе кейнсианских моделей. Сложность современной социально-экономической жизни привела к тому, что прежнее противостояние между рынком и государством сменилось в развитых странах органическим сочетанием и тесным переплетением одного с другим. Координацию экономического взаимодействия индивидуальных и общественных начал от имени общества осуществляет государство через экономическую политику.

    Экономическая политика – это система экономических мероприятий, проводимых в интересах страны, государства и народа. В то же время в связи с тем, что толкователем и интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, в экономической политике находят достаточное отражение интересы самого правительства и тех кругов, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано. На экономическую политику оказывают влияние такие факторы, как состояние хозяйства и рынка, ранее принятые решения и обязательства, соотношение политических и социальных сил в стране, степень социальной напряжённости в стране и на международной арене, внутристрановая и мировая конъюнктура. Экономическая политика подразделяется на экономическую стратегию и экономическую тактику. Экономическая стратегия представляет собой курс экономической политики, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных экономических и социальных задач. Экономическая тактика конкретизирует стратегические установки.

    К самым распространенным целям экономической политики государства относятся экономическая свобода, экономическая справедливость, социальная защищенность и достижение социально-экономической эффективности.

    Глава 2. Предмет и метод экономической теории

    §1. Предмет экономической теории


    Учитывая, что экономическая теория включает два основных направления, её предметом с позиции политической экономии является изучение:

    • производственных отношений в неразрывной связи с производительными силами в ходе исторически сменяющих друг друга способов производства;

    • механизма действия и использования экономических законов.

    Остановимся на первой части предмета экономической теории, так как проблема механизма действия и использования экономических законов будет рассмотрена в третьем вопросе лекции. Итак, производственные отношения — это отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ.

    Производительные силы — это единство средств производства и рабочей силы.

    Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда.

    Рабочая сила — совокупность умственных и физических способностей человека, которые проявляются в процессе труда.

    С точки зрения экономикс, экономическая теория изучает:

    а) проблему эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью удовлетворения материальных потребностей общества;

    б) механизм саморегулирования рыночной экономики посредством взаимодействия цены, спроса и предложения;

    в) механизм поведения людей в процессе производства;

    г) общие принципы функционирования экономической системы.

    По поводу достижения согласованных действий всех участников производства сложились три подхода:

    1. Классический подход основан на предоставлении каждому участнику производства неограниченной экономической свободы. Однако абсолютной свободы быть не может, так как она ведёт к хаосу и неуправляемости.

    2. Социалистический подход основан на жесткой директивной регламентации действий участников производства и 100%-ном контроле со стороны государства. Этот подход также ведет к неэффективности экономики.

    3. Современный подход основан на замене абсолютной экономической свободы относительной, а директивного планирования – рекомендательным.

    Экономическая теория выполняет следующие функции:

    1. Теоретическая функция представляет собой свод всех теорий, концепций и определений, сложившихся за долгое время.

    2. Методологическая функция, исследуя общее в экономических процессах, дает методику их изучения и служит одним их главных средств формирования экономического мировоззрения.

    3. Практическая функция связана с конкретизацией теоретических выводов и проверкой их истинности на практике.

    4. Сравнительная функция сравнивает разные страны, способы производства, экономические системы.

    5. Критическая функция основана на том, что после проведённого анализа экономических явлений даётся их критическая оценка.

    §2. Методы экономических исследований


    Метод — это совокупность приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются правильные пути достижения поставленной цели.

    Методы экономических исследований условно подразделяются на методы политической экономии, методы экономикс и общие методы.

    К методам политической экономии относятся:

    1. диалектический метод — это философский метод, который был привнесен в экономику К.Марксом. Он заключается в рассмотрении экономических явлений в непрерывном движении и развитии, в переходе от одного качественного состояния к другому, в единстве и борьбе противоположностей;

    2. метод научной абстракции состоит в отвлечении от всего того, что не соответствует природе изучаемого явления;

    3. дедуктивный метод — это движение познания от теории к фактам, от общего к частному;

    4. индуктивный метод — выведение гипотез из фактов, путем движения от частного к общему.

    К методам политической экономии относится также метод соблюдения диалектики общего, особенного и единичного и метод единства исторического и логического.

    К методам экономикс относятся позитивный и нормативный методы. Позитивный метод основан на том, что изучается фактическое состояние экономики, то есть явления изучаются такими, какие они есть. В качестве критерия истинности или ложности научных знаний используются два принципа:

    1. принцип верификации, то есть сопоставление научных утверждений с явлениями и фактами реальной действительности;

    2. принцип фальсификации, основанный на том, что научные утверждения должны допускать опровержение истины реальным опытом.

    Нормативный метод заключается в изучении того, как должно быть, то есть в нём дается оценка реального явления.

    К общим методам относятся:

    1. системно-функциональный метод. В его рамках изучаемое явление рассматривается как сложноорганизованная система, между элементами которой существует функциональная зависимость;

    2. экономико-математические методы;

    3. методы микро- и макроанализа;

    4. методы постановки экспериментов;

    5. циклический метод, позволяющий прогнозировать периоды подъема и спада экономики.

    §3. Экономические законы: механизм их действия и использования


    Понятие экономического закона впервые появилось в XVIII веке в трудах физиократов, в частности в трудах Ж.-Б.Сэя.

    По поводу определения сущности экономических законов в экономической теории существуют три подхода.

    I Политэкономический подход

    Законы— это необходимые устойчивые, повторяющиеся причинно-обусловленные связи и взаимозависимости экономических явлений. Экономические законы носят объективный характер, то есть не зависят то сознания и воли людей, но опосредованы их производственной деятельностью, то есть проявляют себя через нее. Экономические законы носят также исторический характер, то есть зарождаются, развиваются и уходят с арены. Они бывают трех видов:

    1. общие экономические законы, которые появляются с момента зарождения жизни на Земле и действуют по настоящее время (например, закон возвышения потребностей, закон экономии времени);

    2. особые законы, которые действуют не в рамках всех экономических систем, но и не только в одной экономической системе (например, законы товарного и денежного обращения, закон преимущественно-интенсивного пути развития);

    3. специфические законы, которые действуют в рамках лишь одной экономической системы (например, в административно-командной экономике действовал закон директивного планирования, а в рыночной системе — законы спроса и предложения).

    II Подход экономикс

    В экономикс понятие “закон” заменяется понятием “гипотеза”, “концепция”, “модель”. Объясняется это тем, что закон — это жесткая зависимость, установленная надолго, в то время как экономика очень динамична и требует постоянного изменения самих законов. Кроме того, в соответствии с подходом экономикс, экономические законы носят субъективный характер.

    III Подход современной экономической теории

    Современный подход к сущности экономических законов основан на том, что законы существуют лишь применительно к шкале наблюдения, то есть имеются законы, пригодные лишь для микро- или макроэкономики.

    Экономические законы делятся на:

    1. логические, которые вытекают из качественного или абстрактного анализа;

    2. статистические, которые вытекают из количественного анализа и выражают функциональную зависимость;

    Экономические законы всегда имеют причинно-следственный характер и отражают следующие друг за другом во времени явления. Кроме того, они условны, то есть действуют при определенных условиях. Эффективность использования закона зависит от глубины его познания, компетенции руководящих органов и эффективности избранной экономической политики.
    написать администратору сайта