Главная страница
Навигация по странице:

  • программы «Доступная среда»

  • Статья Инклюзия - это иллюзия?. Конкурсе Учитель года Сахалинской области


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеКонкурсе Учитель года Сахалинской области
    АнкорСтатья Инклюзия - это иллюзия
    Дата20.09.2017
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСтатья Инклюзия - это иллюзия?.doc
    ТипКонкурс
    #10323
    КатегорияДругое

    Мингазова Юлия Григорьевна,

    учитель – дефектолог МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 4 г. Охи

    в 2010 г. окончила Сахалинский государственный университет по специальности «учитель истории».

    В 2011 г. прошла профессиональную переподготовку по специальности «олигофренопедагог».

    В 2013 г. участвовала в конкурсе «Учитель года Сахалинской области» и стала победителем среди педагогов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

    инклюзия – это иллюзия…?

    Ю.Г. Мингазова

    Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 4 г. Охи

    В данной статье освещен вопрос возможности инклюзивного образования. Рассмотрены условия его введения и противоречия.

    Люди делятся на разных:

    На счастливых и несчастных,

    На веселых и на грустных,

    На затейливых и скучных.

    Но делить нельзя людей:

    На подростков и детей

    И на тех, кто ползать будет,

    И на тех, кто полетит,

    Кто дойдет до самой сути,

    Инвалид - не инвалид,

    Кто-то сможет, кто-то хуже,

    Но ведь в жизни каждый нужен,

    И запомните, друзья,

    Так делить людей нельзя!
    Сегодня России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В частности, если в 2005 г. в России насчитывалось 453 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2013 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек [1].

      При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

    В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

    1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

    2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

    3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

    Инклюзивное образование предполагает, что детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развивать толерантность, ответственность, умение поддерживать, сопереживать, оказывать помощь. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

    Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

    На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 г. объявлен Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы осуществляется на государственном уровне.

    Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции общества. Выпускники специальных (коррекционных школ сталкиваются с проблемой после ее окончания: куда пойти учиться, куда пойти работать? За последние 5 лет детям, имеющим инвалидность, окончившим нашу школу, не удалось решить вопрос трудоустройства и дальнейшего обучения.

    Предполагается, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах (далее – ОУ) лучше, чем в специализированных учреждениях. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

    Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:

    - между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;

    - между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

    - между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

    Готово ли каждое образовательное учреждение обучать и воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья? Созданы ли в каждом учреждении условия?

    До сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов.

    Да, в настоящее время отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья заметно изменилось: мало кто возражает,  что образование должно быть доступно для всех детей без исключения,  основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности. Казалось бы, все происходит согласно букве закона: реализуются права человека, предусмотренные Конституцией, Декларацией прав инвалидов, Конвенцией о правах ребенка. На мой взгляд,  наше общество ещё не осознает данную проблему, не понимает особенностей жизни людей с ОВЗ. Необходимо  как можно больше пропагандировать работу через СМИ, через работу волонтёров, создавать больше развивающих центров, проводить совместные мероприятия, подключать членов общества  в обсуждение проблемы, тогда общество будет принимать таких людей такими, какие они есть.

    Считаю одним из наиболее ярких примеров Паралимпийские игры. Интересно было бы знать, какой процент здоровых людей готов столько времени и сил потратить, чтобы преодолеть те трудности, которые приходится преодолевать спортсменам – паралимпийцам? Ответ очевиден: по данным Всемирной организации здравоохранения продолжительность жизни мужчин в России самая короткая среди всего населения Европы и Азии [2], а продолжительность жизни женщин занимает лишь 112 строчку[3].

    Если обратиться к статистическим данным, то число россиян, регулярно занимающихся спортом, составляет приблизительно 15 %[4]. По предварительным данным Госкомстата население России на 1 января 2014 года составляет 143 666 931 человек[5]. Из них 21 550 000 тех, кто регулярно занимается спортом. Так почему же 120 миллионов человек, чьи возможности с самого рождения никем и ничем не ограничены, пренебрегают ими? И что движет людьми, чьи возможности с самого рождения отличаются от возможностей здорового человека?

    В рамках государственной программы «Доступная среда» до конца 2015 года в России будут построены 6000 образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    По словам директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Евгения Сильянова, в текущем году будут созданы 2,6 тыс. базовых школ, а в 2015 году — ещё 3,2 тыс. образовательных учреждения. Затраты бюджета при этом составят около 3 млрд рублей.

    Отмечается, что с 2011 по 2013 годы на территории различных субъектов Российской Федерации созданы и успешно функционируют 3,35 тыс. базовых образовательных учреждения[6].

    Реализация программы «Доступная среда» [6] предполагает завершение создания условий для внедрения инклюзивного образования в 20% общеобразовательных школ до конца 2015 года. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение детей с инвалидностью и без таковой.

    Решить проблему инклюзивно образования в одночасье невозможно. Помимо специализированного здания необходимо наличие в штате учреждений таких специалистов, как: педагоги – психологи, учителя – логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, дефектологи и многие другие. Проблема переподготовки кадров актуальна и для ее решения тоже требуется немало времени.

    Станет ли система инклюзивного образования жизнеспособной? Что нужно изменить, чтобы жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья стала чуточку светлее и радостнее? И чем вызвано такое ограничение возможностей – природой или отношением людей?

    На мой взгляд данная проблема может быть решена при условии отсутствия деления людей на «инвалид» - «не инвалид», когда само понятие «инвалид» исчезнет.

    Да, пусть эту проблему нельзя решить, но решать ее можно и нужно. И чем чаще мы будем обращаться к ней, привлекая внимание общественности, тем скорее увидим «свет в конце туннеля».

    Список литературы:

    1. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287_full.shtml [Инклюзивное образование в России - Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки»].

    2. http://argumenti.ru/society/2013/03/239412.

    3. http://www.postsovet.ru/blog/russia/478903.html.

    4. http://www.pravda.ru/news/society/27-09-2009/325343-sport-0/.

    5. http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/.

    6. http://www.radugazvukov.ru/istok_audio_trading/inclusive/news/?ELEMENT_ID=5694.



    написать администратору сайта