Главная страница

Из опыта работы Использование технологии развития критического мышления для формирования общих компетенций ФГОС на уроках спецди. Из опыта работы Использование технологии развития критического м. Министерство образования пмр дубоссарский индустриальный техникум


Скачать 310 Kb.
НазваниеМинистерство образования пмр дубоссарский индустриальный техникум
АнкорИз опыта работы Использование технологии развития критического мышления для формирования общих компетенций ФГОС на уроках спецди
Дата20.09.2017
Размер310 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИз опыта работы Использование технологии развития критического м.doc
ТипРеферат
#13012
КатегорияДругое

Подборка по базе: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО , ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО , Министерство образования.docx, Министерство образования.docx, Теория свободного образования Толстого.pptx


Министерство образования ПМР

Дубоссарский индустриальный техникум



Методическая тема техникума:

«Повышение качества образовательного процесса через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях реализации ГОС III поколения».

Использование технологии развития критического мышления для формирования общих компетенций ФГОС

на уроках спецдисциплин
Выполнила преподаватель спецдисциплин Цуркан Т.Т



Дубоссары,2017


Содержание
Введение……………………………………………………………………..2

1. Критическое мышление как образовательная технология…………………………4

2. 2. Базовая модель технологии…………………………………………………………..5

3.Приемы развития критического мышления на уроках спецдисциплин………….7

4. Прием “Корзина идей”

    • Прием “Кластеры ”……………………………………………………………..7

    • Прием “Верите ли вы» ………………………………………………………………8

    • Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”………………………………………………………9

    • Прием “Концептуальная таблица”………………………………………………….10

    • Прием “Написание синквейна”…………………………………………………11

    • Прием «Маршрут

    • Прием “Лови ошибку”……………………………………12

    • Прием “ Толстые и тонкие вопросы……………………………………………………12

5. Использование технологии развития критического мышления для формирования общих компетенций ФГОС СПО……………………………....................................................14

6.Приложение………………………………………………………16

7.Литература……………………………………………………17

8.Интернет–источники ……………………………………….17

Введение
Основной задачей среднего профессионального образования на современном этапе социально-экономического развития общества является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться к условиям изменяющейся внутренней и внешней среды.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО большое внимание уделяется формированию ключевых компетенций, воспитанию думающей, внутренне свободной личности, способной формулировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо обучает студентов мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.

А любой ли человек может мыслить критически? Жан Пиаже писал, что к 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. Вместе с тем это вовсе не означает, что навыки критического мышления в одинаковой степени развиты у каждого из нас. Более того, многие студенты часто не могут выполнить те задания, которые требуют от них интеллектуальных усилий с использованием навыков критического мышления.

Для того чтобы студент мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  • Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

  • Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока он не будет обладать разнообразной информацией.

  • Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы пытаемся отложить ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, студент обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

  • Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.

  • Осознание. Д. Халперн полагает, что это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

  • Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения останутся на уровне высказываний

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Итак, можно сделать вывод: критически мыслить могут все люди, но не все хотят это делать; критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Важно, чтобы студенты могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.

1.Критическое мышление как образовательная технология

Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце ХХ века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на формирование базовых навыков человека, включенного в межкультурное взаимодействие открытого информационного пространства.

Целевые ориентации образовательной технологии:

  • формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;

  • развитие таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;

  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориенти­роваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важ­ности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания делать выводы и обобщения;

  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Критическое мышление (как это понимается в технологии РКМЧП) – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Признаки критического мышления:

  • формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

  • формирование самостоятельного, ответственного мышления;

  • аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения);

  • многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон);

  • индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией;

  • социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • решать проблемы;

  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

  • брать на себя ответственность;

  • участвовать в совместном принятии решения;

  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.


2. Базовая модель технологии

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

  1. Вызов.(пробуждение имеющих знаний интереса к получению новой информации

  2. 2Реализация смысла 9получение новой информации)

  3. Рефлексия(рождение нового знания)

Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала наактивизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадиявызов. Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме;

  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности;

  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

  • побудить студента к активной работе на занятии и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) студент начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

В процессе реализации фазы вызова ставятся следующие дидактические и учебные задачи:

Дидактические задачи

Учебные задачи

  • актуализовать опыт преды­дущих знаний;

  • мотивировать студентов к изучению новой темы;

  • активизировать деятель­ность студентов;

  • помочь студентам при по­становке индивидуальных це­лей.

  • вспомнить, что изучали на предыдущем уроке;

  • выдвинуть интерес­ные идеи, мнения, суждения по изучению новой темы;

  • определить для себя, что будет интересно на уроке. Или не интересно и почему это не интересно.

В процессе реализации стадии вызова важно:

  • давать студентам возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть поправленным преподавателем;

  • фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных высказываний;

  • сочетать групповую и индивидуальную работу: индивидуальная работа позволит каждому студенту актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, выработать новые идеи, которые часто бывают неожиданными.

Вторая стадияосмысление. Эта стадия позволяет студенту:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;

  • соотнести с уже имеющимися знаниями;

  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

В процессе реализации фазы осмысления ставятся следующие дидактические и учебные задачи:

Дидактические задачи

Учебные задачи

  • сформировать у студен­тов конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;

  • систематизировать и клас­сифицировать полученную информацию;

  • сохранить интерес к изу­чаемой теме.

  • воспринимать новую ин­формацию, опираясь на то, что уже знаете и умеете;

  • ориентироваться на то, что именно привлекает внимание; указать, какие аспекты менее интересны и почему;

  • обратить внимание на неяс­ности, пытаясь поставить новые вопросы. Осуществить поиск ответов на эти вопросы.

Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии.

Третья стадиярефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  • присвоение нового знания, новой информации учеником;

  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение, систематизация новой информации на основании ужё имеющихся у студентов представлений, а также в соответствии с категориями знания.

В процессе реализации фазы рефлексии ставятся следующие дидактические и учебные задачи:

Дидактические задачи

Учебные задачи

  • сформировать целостное представление о предмете изучения;

  • присвоить новое знание;

  • расширить цели учебной деятельности, за счет расширения учебного поля;

  • оценить результаты учебного процесса.

  • определить, что вы узнали нового на этом уроке (можно че­рез обсуждение);

  • принять суждения (высказы­вания) ваших товарищей в качестве собственных, если считаете их вполне приемлемыми;

  • выявить новые вопросы, ответы на которые вы бы хотели услышать;

  • ценить, в полной ли мере вы узнали о том, о чем хотели узнать в начале занятия.

Функции трех стадий технологии развитие критического мышления


Стадия

Функции

Вызов

  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме);

  • информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме);

  • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление

содержания

  • информационная (получение новой информации по теме);

  • систематизационная (классификация полученной информации);

  • мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

  • коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

  • информационная (приобретение нового знания);

  • мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

  • оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).



3. Приемы развития критического мышления на уроках спецдисциплин

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают студенты по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что студенты знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

  1. Каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

  2. Обмен информацией в парах или группах.

  3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

  4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

  5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием “Кластеры ”

Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

  4. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока:


  • на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности до изучения тем;

  • на стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

  • на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что изучили, формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Пример. Кластер по теме «Горячие блюда из творога»





Прием “Верите ли вы …”

Этот прием может быть началом урока. Преподаватель предлагает ряд утверждений по определенной теме.

Тест
Ответить «Да» или «Нет»

1. Используют ли для приготовления торта бисквитно-кремового крема сливочный, крем Шарлотт, крем Гляссе?

Да/нет

2. Разрезают ли торт бисквитно-кремовый на 3 пласта?

Да/нет

3. Пропитывают ли нижний пласт торта на 40 % сиропом?

Да/нет

4. Правильно ли поступают, распределив всю массу крема на 25 % на обмазку, прослойку, грунтовку, отделку?

Да/нет

5. Кладут ли второй пласт корочкой вверх?

Да/нет

6. Пропитывают ли верхний корж на 60% сиропом?

Да /нет

7. Правда ли что боковые стороны торта бисквитно-кремового не обсыпают крошкой?

Да/нет
Правила:

  1. На ваших столах лежат листы, на которых записаны вопросы, каждый из которых начинается со слов «Верите ли вы…»

  2. Ответ на вопрос может быть только: да или нет.

  3. Если верите, то справа от вопросов в первом квадрате ставите знак «+», если нет знак « ».

  4. Работайте в парах. Время для работы _____.

Студенты выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Пример. Тема « винегрет»:

  1. Верите ли вы, что любые ингредиенты можете смешать быстро?
















  1. Верите ли вы, что свекла с солью не потеряет цвет?
















  1. Верите ли вы, что масло растительное сохранит цвет?
















Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:

Что я знаю
(вызов)

Что я хочу узнать
(вызов)

Что я узнал или что мне осталось узнать
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Стратегия З–Х–У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Цели применения приема «ЗХУ»:

  • обучение умению определять уровень собственных знаний;

  • пробуждение интереса к получению новой информации;

  • обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», студенты составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность студент определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что студенты хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» студенты строят новые представления на основании имеющихся знаний.

Выделим основные правила работы с приемом «ЗХУ»:

  • вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;

  • перечислите источники информации;

  • попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;

  • поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;

  • познакомьтесь с текстом (рассказом преподавателя);

  • ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы;

  • посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;

  • поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.

Существует следующая разновидность таблицы «З–Х–У»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал или осталось узнать









Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

Источники информации.

A.

B.

C.

1.

2.

3.

У этой формы работы есть еще один резерв – это третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть продолжена: студенты на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Прием “Концептуальная таблица”

Прием «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более объектов или вопросов. Общий вид таблицы:

Укажите в приведенной далее таблице соответствие вида теста способам его разрыхления



Вопрос

Варианты ответов

1

Каким способом разрыхляют дрожжевое тесто?

а) химическим;

б) механическим;

в) биологическим

2

Каким способом разрыхляют песочное тесто?

3

Каким способом разрыхляют слоеное тесто?

4

Каким способом разрыхляют бисквитное тесто?

8.Ответьте на вопрос

Оптимальные условия для развития дрожжей.

Какую роль при замесе теста играют сахар, соль, жир?

9.Заполните таблицу, указав различные виды теста и способы их разрыхления

Дрожжевое тесто

Бездрожжевое тесто

Название теста

Способ разрыхления

Название теста

Способ разрыхления




















































Объект сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

факты













факты













Прием “Написание синквейна”

Синквейн- самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

 На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

 На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

 На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

 На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из четырех слов, с помощью которых студент выражает свое отношение к теме.

 Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Синквейн– эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Синквейны полезны в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа студентов. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).

Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Прием “Лови ошибку”

Преподаватель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает студентам выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Студенты анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока:

  • на стадии вызова – это вопросы до изучения темы;

  • на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания;

  • на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?

Толстые?

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно...

  • дайте объяснение, почему...

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...


Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

1. После того как студенты заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание студенты на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие - только один.

3. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу студенты могут использовать при подготовке к контрольным точкам, проверочным работам.

4. Не все студенты одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать - необходимо поощрять даже незначительные успехи.

5. При чтении текста можно разделить студентов на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно разделить на группы.

Чтобы научить формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Студенты формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.


4. Использование технологии развития критического мышления для формирования общих компетенций ФГОС СПО.

Технология РКМЧП располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий. Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают студента и преподавателя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Студент, умеющий критически мыслить, принципиально принимает возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей, учится работать в коллективе. Таким образом, у него формируются ключевые компетенции.

Преимущества технологии:

  • Повышается ответственность за качество собственного образования.

  • Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

  • Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

  • Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

На «стадии вызова» ведущим является активное целеполагание, которое включает:

  • постановку новых целей;

  • преобразование практической задачи в познавательную;

  • планирование пути достижения целей;

  • выделение альтернативных способов достижения цели;

  • выбор наиболее эффективных способов.

Приемы, «работающие» на этой стадии могут стать ключевыми для формирования таких общих компетенций как:

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Приемы стадии осмысления.

Задача этих приемов – организовать работу на этапе изучения новой информации. Изучение нового материала «накладывается» на знания, опыт или вопросы, вызванные на первом этапе урока. На этом этапе урока через приемы технологии формируются:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Приемы стадии рефлексии.

Это важнейшая стадия урока в технологии РКМ, именно на стадии рефлексии идет непосредственная работа по присвоению студентам того интеллектуального инструментария, алгоритмов деятельности, форм взаимодействия и т.п., которые он осваивает на уроке (серии уроков) для формирования знаний и умений согласно ФГОС СПО.


Приложение

Хороший способ помочь людям думать над задачей - задавать вопросы. Правильно заданный вопрос, может помочь человеку сопоставить факты и проанализировать свои мысли.

Вопросы, заданные с целью - помочь обучению других, так же известны как «Вопросы Сократа».

«Вопросы Сократа»

  1. Вопросы для уточнения

  • Что вы имели в виду, сказав ______?

  • В чем основная мысль?

  • Как _____ связано с _____?

  • Не могли бы вы выразить мысль по-другому?

  • Уточните, пожалуйста, вы имели в виду _____ или _____?

  • Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?

  • Джейн, подведите, пожалуйста, итог тому, что сказал Ричард, своими словами? ... Ричард, вы это имели в виду?

  • Не могли бы вы привести пример?

  • Может ли _____ быть хорошим примером для этого?

  1. Вопросы, проверяющие предположения

  • Какие вы делаете допущения?

  • Какие предположения делает _____?

  • Что мы можем предположить вместо этого?

  • Мне показалось, что вы предположили _____. Я вас правильно понял?

  • Все ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы вам не основывать их на _____ вместо _____?

  • Вы предполагаете, что _____. Как вы можете оценить справедливость такого предположения?

  • Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?

  1. Вопросы, проверяющие факты

  • Объясните, пожалуйста, почему вы так решили?

  • Как это применимо к данной ситуации?

  • Есть ли причины сомневаться в этом факте?

  • Что бы вы ответили человеку, утверждающему, что ____?

  • Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?

  • По какой причине вы пришли к этому выводу?

  • Как мы можем удостовериться, что это правда?

  1. Вопросы, проверяющие понимание перспектив

  • Что вы этим предполагаете?

  • Когда вы говорите _____, вы делаете вывод _____?

  • Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?

  • На что может это повлиять?

  • Произойдет ли это неизбежно, или скорее всего произойдет?

  • Какая альтернатива?

  • Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?

  • Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?

  1. Вопросы, проверяющие понятность задач

  • Как мы можем это обнаружить?

  • Что этот вопрос предполагает?

  • Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?

  • Можем вы вообще опустить этот вопрос?

  • Вопрос понятен? Мы поняли его?

  • Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?

  • Все ли согласны, что вопрос в этом?

  • На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?

  • Почему этот вопрос необходим?

  • Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?

  • Видите ли вы, как это может соотноситься с ________?

Литература

  1. Галактионова Т.А., Загашев И.О. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Трифонова Е.А. Современный студент в поле информации и коммуникации. – СПб, 1999.

  2. Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Альянс «Дельта», 2003 г.

  3. Загашев И.О. , Заир-Бек С.И.  Критическое мышление. Технология развития. – СПб: Альянс «Дельта», 2003 г.

  4. Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.:Просвещение, 2004 г.

  5. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб: СПб ГУПМ, 2002, 2003.

  6. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие. - СПб. КАРО, 2009 – 144с.


Интернет – источники

  1. http://www.kmspb.narod.ru. Приемы технологии РКМ

  2. http://www.simvol.biz Мастерство учителя – успех ученика.

  3. http://ps.1september.ru Уроки с оглядкой (о приемах на стадии рефлексии)





написать администратору сайта